Итак, те события, о которых говорит и показывает весь мир, которые подтверждаются одними, опровергается другими и которые не забудет, я думаю, никто, кто в это время жил, к сожалению, представляют собой пример того, что социальным наукам известно, и что очень подробно изучено. Вот уж точно что не новость, это такая же новость, как осада и падение Трои. Это – механика коллективного и индивидуального озверения. В прошлом выпуске мы с вами говорили, что война – это великая школа разврата, это великая школа, в которой учатся, к сожалению, не только непосредственные участники, но и сторонние наблюдатели. И те, кто мимо проходили, те, кто еще даже не родились в это время. Вот почему это такая нехорошая вещь, почему так важно, чтобы этого либо никогда не происходило, либо заканчивалось как можно быстрее. Каждый следующий день в этой школе Сатаны умножает число учеников и, соответственно, число жертв. А не жертв там не бывает.
В таких обстоятельствах противоестественных человек ведет себя так же в соответствии со своей социальной природой, как и во всех остальных обстоятельствах. То есть, подчиняется тому, что вокруг него в этом месте в это время считается, как ему кажется, нормой. Вот научение этой адской норме – это и есть настоящая работа войны. Вот поэтому она должна быть прекращена. Как люди до такого доходят? На самом деле, этот вопрос себе задают люди, не находят ответа, но ответ, к сожалению, известен. Тут как раз нет ничего демонического, нет ничего особенно загадочного, никаких индивидуальных порывов, никакого скрытого в человеческой природе садизма, который вырывается наружу из-под тонкого слоя цивилизации. Понимаете, в чем ужас? Это в некоторой степени тоже проявление цивилизации, это проявление того же конформизма, который строит мирную жизнь.
Это проявление того же соблюдения нормы, которое делает законопослушного человека, достойного, так сказать, члена общества. Если вы помните эксперимент, Милгрэма Стэнли Милгрэм — американский социальный психолог и педагог, известный своими экспериментами в области подчинения авторитету и связности социальных сетей, эксперимент, о котором мы тоже с вами часто говорили, там, где нужно было бить током неизвестного вам человека, потому что он неправильно отвечает на вопросы, и что все люди это делают. Так вот, если вам дает указание человек в белом халате, то вы с большей вероятностью будете бить током какого-то другого гражданина, который ничего дурного вам не сделал. Это – власть формы. Если вы сами в форме, то это еще 200% вам в вашу конформность, в ваше исполнение любого указания, еще и творческое разнообразие этого исполнения. Люди, которые не обученные, но дрессированные, способны на такое, на что, кажется, человек не способен никогда. Но, еще раз повторю, они это делают не потому, что какой то внутренний дьявол в них сидит, а потому, что они действуют толпой, группой, потому, что им дают такие указания, потому, что вокруг них дикая противоестественная обстановка, в которой человек находиться не должен. Не должны люди приходить друг к другу, чтобы друг друга убивать. Не должен человек заниматься работой разрушения, если он не сносит аварийное жилье. Этого всего не должно быть. И к этой противоестественной обстановке человек адаптируется так же, как он адаптируется к обстановке естественной, и также начинает, еще раз повторю, соответствовать тем рамкам, в которых он находится. Это общий закон человеческой природы. Какой вывод из этого следует? Во-первых, тот вывод, о котором мы с вами многократно говорили – ответственность на том, кто дает приказ, ответственность на том, кто начинает, кто создает вот эту перверсивную социальную или антисоциальную рамку. Второе – конечно же, бедные дети шбедных, которые составляют основной контингент практически любых армии – это податливый материал для любого рода манипуляций. Им трудно развить в себе тот внутренний ресурс, который может возражать. Возражение, вообще, большая привилегия. Для того, чтобы хотя бы задаться вопросом «А правильно ли это, то, что мне говорят? Правильно ли то, что я делаю?», нужно обладать привычкой к рефлексии, некоторым опытом размышлений, опытом чтения литературы художественной, нехудожественной, вообще, вот этим вот запасом времени, собственного пространства (внешнего и внутреннего), который позволяет не протестовать, не возражать, а хотя бы задаться вопросом. Это уже довольно большая социальная привилегия.
Е.М. Шульман, программа "Статус" 05.04.22